- Оленеводство
- — отрасль животноводства. Различают оленеводство: северное — разведение северных оленей как транспортных животных и для получения мяса, шкур, молока; пантовое — разведение пятнистых оленей, маралов, изюбрей. Последнее имеет ограниченный характер и не связано с доместикацией животных. В историко-этнографической литературе оленеводство рассматривается лишь в первом значении.
Оленеводство получило распространение к многих народов на обширных территориях Северной Евразии от Скандинавии на западе до Чукотки на востоке и от Таймыра на севере до Саян на юге Сибири. У отдельных народов Северной Евразии различались транспортное использование оленей (вьючное, вьючно-верховое, упряжное), способы его выпаса (с пастушеской собакой или без нее) и др. В настоящее время принято выделять пять типов оленеводства: 1) лопарский (саамский) — использование оленей под вьюк и в упряжке; доение; пастьба с собакой, олень-манщик; 2) западно-сибирский, или самодийский — упряжное оленеводство; доения нет, олень-манщик, пастушеская собака; 3) тунгусский (сибирский) — вьючно-верховое оленеводство, с верховым седлом без стремян, частично упряжное; доение; олень-манщик, пастушеской собаки нет; 4) северо-восточное — упряжное оленеводство; олень-манщик, пастушеской собаки нет; 5) саянский (тувинцы, тофалары) — вьючно-верховое оленеводство; с вьючным детским и верховым (со стременами) седлами; доение; пастушеской собаки нет; оленя-манщика нет.
По вопросам о времени и центрах возникновения оленеводства, путях и формах его распространения существуют различные точки зрения. Согласно моноцентрической концепции оленеводство первоначально возникло из Саяно-Алтая в конце I тысячелетия до н. э. у самодийцев, знакомых со скотоводством. Вначале оно вьючное и не дифференцированное от других форм скотоводства. В I тысячелетии н. э. ими продолжалось использование оленя в транспортных целях (под вьюк).
Оленеводство становится специализированной формой скотоводства, связанного с развитием хозяйственно-культурного типа охотников-оленеводов тайги. На рубеже I‑II тысячелетий н. э. начинается новый этап развития саянского оленеводства — распространение его у проникших в горную тайгу тюркских групп под влиянием самодийских народов, находившихся с ними в тесном контакте. Заимствовав у самодийцев оленеводство, тюрки-коневоды внесли в него ряд новых черт. Оленя начинают использовать для верховой езды, применяя конское седло со стременами. Осваивают доение важенок. Переход от вьючного к вьючно-верховому оленеводству произошел в Саянах в XIV-XVI вв.
Распространение оленеводства у тунгусских народов связано также с Саяно-Алтаем. В первые века н. э. тунгусы заимствуют у своих самодийских соседей оленя и вьючное седло, осваивая вьючное оленеводство. Древнейшая форма тунгусского оленеводства с вьючным седлом, остов которого заключается в подушку (мешок), была прежде всего освоена тунгусами на занятых ими ранее землях в Прибайкалье, а затем начала распространяться по всей территории их расселения вплоть до крайнего востока Сибири. По мере дальнейшего развития оленеводства у тунгусов складываются его верховые формы, причем независимо от саянского очага. По мере дальнейшего распространения оленеводства из Саянского очага на север и северо-запад с самодийцами и на восток и северо-восток с тунгусами и в связи с изменением экстерьера оленя в новых экологических условиях тундры (домашний олень становится меньше) верховое оленеводство сменяется упряжным.
В настоящее время оленеводство занимается большинство народов Севера, у которых поголовье оленей превышает 2,3 млн. голов. Северных оленей разводят также в Финляндии, Норвегии и Швеции (у саамов), в США (на Аляске) и в Канаде, однако олений транспорт на Американском континенте развития не получил.
Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.